Министерство экономического развития и торговли Украины
Государственная поддержка
украинского экспорта
Укр | Eng | Рус
ОБ УКРАИНЕ
Общая информация

Географическое положение

Административное деление

Население

Национальные символы

Валюта

Телефонные коды

Экономический потенциал

Макроэкономические показатели

Внешнеторговый баланс

Основные отрасли экономики

Украинские экспортеры

База данных украинских экспортеров

Каталог экспортоспособной продукции

Совет экспортеров Украины

Поиск партнера

Коммерческие предложения из Украины

База данных инфраструктуры экспорта

Международные бизнес-события в Украине

Законодательство
Полезная информация

Правительственные учереждения Украины

Областные государственные администрации Украины

Региональные торгово-промышленные палаты

Украинский иациональный комитет Международной торговой палаты (ICC Ukraine)

Отраслевые союзы и ассоциации Украины

Сеть региональных центров инновационного развития


Украинские нефтепродукты
Плодоконсервная промышленность Украины (2007 г.)  
Параметри: Товары агропромышленного комплекса

Плодоконсервная промышленность Украины (2007 г.)

Украина всегда славилась большими объемами производства фруктов и овощей, которые являются основным сырьем при производстве плодоовощной консервации. Во времена существования СССР значительное внимание уделялось переработке данной продукции, то есть созданию довольно мощной перерабатывающей отрасли в республике. Таким образом, практически во всех областях существовали крупные и средние консервные заводы, а также консервные цеха при колхозах и совхозах. В середине 1980-х гг. производилось примерно 3,5 млрд условных банок плодоовощных консервов в год (условная банка – 400 г (400 мл). Основными потребителями данной продукции в советское время выступали регионы Сибири и Дальнего Востока.
 
После распада СССР и либерализации внешней торговли в Украину увеличились поставки импортной плодоовощной консервации, которая отличалась более широким ассортиментом, удобной и качественно оформленной упаковкой, более высоким качеством продукции. В то время отечественная продукция имела единственное преимущество – более низкие цены, однако сама отрасль пребывала не в самом лучшем состоянии. Ухудшение экономического положения в стране, разрыв старых производственных связей, введение новых форм хозяйствования привели в первой половине 1990-х гг. к снижению производства плодоовощной продукции в крупных сельскохозяйственных предприятиях, которые ранее выступали основным поставщиками сырья для перерабатывающей промышленности. Снижение уровня платежеспособности населения стало причиной снижения объемов закупки на внешнем рынке, а отсутствие опыта внешнеэкономической деятельности у предприятий-производителей способствовало снижению поставок продукции за рубеж.
 
Со второй половины 1990-х гг. началось постепенное восстановление производства. Приватизация предприятий и появление новых хозяев привело к ориентации их на выпуск конкурентоспособной продукции. Появилась признанная во всем мире упаковка «твист-офф», вся продукция производилась под собственными торговыми марками, а отдельные предприятия стали выпускать продукцию в своей стеклянной таре оригинальной формы. В свою очередь увеличилось производство плодоовощной продукции крупными фермерскими хозяйствами, в частности юга Украины, которые начали применять новые технологии выращивания, сорта, предназначенные для определенного вида переработки, а также выращивать продукцию с заданными параметрами для конкретного вида переработки. Все это способствовало тому, что к середине первого десятилетия ХХI в. в Украине снова появилась отрасль, способная производить качественную продукцию мирового уровня в значительных объемах и пользующаяся большим успехом как на внутреннем, так и на внешних рынках сбыта.
 
Украина является крупнейшим производителем фруктов и овощей. В период перехода от плановой к рыночной экономике данная отрасль претерпела существенные изменения, которые привели к сокращению объемов производства и снижению роли крупных хозяйств (колхозов и совхозов) в производстве качественной продукции в нужном количестве и с заданными параметрами. В то же время появились частные фермерские хозяйства, которые с помощью уже новых современных технологий за прошедшее десятилетие значительно увеличили производство сырья для плодоконсервной отрасли и повысили его качество.
 
Производство плодоконсервной продукции в Украине стабильно растет. В 2007 г. было произведено около 3,02 млрд условных банок, что на 27% больше, чем в предыдущем году. Нужно отметить, что данный объем также включает фруктовые и овощные соки, выпуск которых значительно возрос в последние годы. Если брать отдельно плодоовощную консервацию, то львиную долю здесь занимает овощная консервация. В 2007 г. плодоовощной консервации всех видов было произведено 353,4 млн условных банок, что на 34% меньше, чем в предыдущем году. При этом производством данной продукции в 2006 г. занималось около 162 предприятий, а в 2007 г. их осталось уже 123. В 2007 г. десятка крупнейших производителей произвела 60% всего объема продукции, а в 2006 г. – 53%.
 
Увеличение производства плодоовощной консервации привело к росту спроса на сырье на внутреннем рынке. Развитие розничных сетей торговли также способствует росту спроса на свежие овощи и фрукты. Объем их производства в Украине снизился по сравнению с советским временем. В годы, когда из-за погодных условий или по другим причинам урожай овощей и фруктов снижается, на сырьевом рынке обостряется конкуренция между переработчиками и оптовыми компаниями. Естественно, что мелкие производители не всегда способны предложить достаточно высокую закупочную цену в условиях подорожания сырья. Кроме того, они не всегда имеют возможность наладить бесперебойные поставки своей продукции в торговую сеть, разработать совершенную маркетинговую политику. Таким образом, с рынка постепенно исчезают мелкие консервные заводы и консервные цеха при совхозах и колхозах. С другой стороны, крупные предприятия, которыми часто владеют успешные торговые компании, имеют больше возможностей организовать закупку сырья при любых колебаниях цен на рынке и сбыт готовой продукции во всех точках Украины. Отдельные крупные предприятия консервной отрасли даже стали собственностью крупных отечественных сетей розничной торговки.
 
Оценки внутреннего потребления варьируются в значительных пределах из-за большого объема контрабандного ввоза продукции. В 2000 г. объем продаж на внутреннем рынке оценивался экспертами в 400 млн условных банок. Однако, если в 2000 г. объем производства составлял 491 млн условных банок (без учета соков и томатной пасты), то в 2003 г. он уже составил 1031 млн условных банок. Расчеты показывают, что к 2005 г. объем продаж плодоовощной консервации на украинском рынке возрос до 700-800 млн условных банок. Согласно расчетным данным, основанным на данных официальной статистики, в 2007 г. объем потребления плодоовощной продукции составил 407 млн условных банок. Стоит отметить, что, помимо объективных причин сокращения объема потребления, снижению данного показателя способствовали более точные статистические данные по импорту/экспорту продукции и изменение статистической отчетности по производству. Таким образом, реального сокращения потребления данных продуктов почти на 50% по сравнению с 2005 г. не произошло.
 
Внутренние цены на товар зависят от цен на сырье и времени года. В неурожайные годы консервная промышленность испытывает дефицит в качественном сырье нужных параметров для определенных видов переработки. Это способствует росту отпускных цен на него. С другой стороны, стараясь удержать постоянных поставщиков, переработчики в такие годы повышают закупочные цены.
 
Кроме того, в последние годы переработчикам приходится конкурировать на рынке сырья с оптовиками, закупающими фрукты и овощи для розничных сетей торговли. Фермеры, стремящиеся реализовать свою продукцию по максимально возможным высоким ценам, часто сами напрямую обращаются с предложениями о поставках в крупные магазины, минуя посредников. Это также заставляет переработчиков увеличивать закупочные цены на качественный товар крупных фермеров.
 
На цены консервации также влияет сезонный характер сбыта данного товара. В период его производства спрос на него достаточно низкий, а цены невысокие. С другой стороны, по мере приближения зимних праздников количество товара на рынке сокращается, тогда как спрос на него растет. Согласно информации трейдеров, цены на особо остродефицитный товар в зимний период могут значительно повышаться за довольно короткий промежуток времени.
 
Официальный импорт, по данным торговых источников, в последние годы составлял максимум 10% объема реально реализуемой в Украине импортной плодоовощной консервации. Минимум 90% импортной консервации, реализуемой в украинских торговых сетях, импортируется в Украину либо контрабандой, либо челноками. Аналогично данная продукция может вывозиться в соседние с Украиной страны СНГ.
 
По данным специалистов, в 2007 г. импорт данной продукции составил 270,9 млн условных банок, что на 55,6 млн условных банок, или 17% меньше, чем в предыдущем году (2005 г. – 218,7 млн условных банок, 2006 г. – 326,5 условных банок). Надо отметить, что данные за 2007 г. преимущественно включают консервы, предназначенные для розничной продажи, тогда как данные за предыдущие годы, вполне возможно, включали и консервированные овощи и фрукты для промышленной переработки, а потому можно утверждать, что импорт данной продукции в Украину растет. При этом дальнейшему его росту будут способствовать установленные адвалорные ставки ввозной пошлины в отличие от прежних специфических.
 
В то же время экспорт характеризуется более стабильными объемами, хотя все-таки наблюдается тенденция к росту: 2007 г. – 217,5 млн условных банок, 2006 г. – 184,7 млн условных банок, 2005 г. – 172,6 млн условных банок.
 
Основными странами – поставщиками плодоовощной консервации в Украину в 2007 г. были:
  • Китай (22%)
  • Испания (19%)
  • Венгрия (14%)
  • Таиланд (13%)
  • Индия (4%)
В то же время основными странами – импортерами украинской консервации традиционно выступали:
  • Россия (82%)
  • Казахстан (5%)
  • Молдова (4%)
  • Беларусь (3%)
  • Германия (2%)
Также украинские консервы поставляются в другие страны СНГ и Израиль, США, Канаду, Прибалтику.
 
Украинская плодоконсервная отрасль довольно быстро оправилась от кризиса первой половины 1990-х гг. В стране существует достаточно большая сырьевая база, большое количество перерабатывающих предприятий, доставшихся в наследство от СССР, опытные специалисты в отрасли и дешевая рабочая сила.
 
Плодоконсервная продукция имеет довольно длительный срок хранения и вместе с тем не требует особых условий для хранения. Этим обеспечивается ее присутствие практически во всех более-менее крупных торговых предприятиях страны, поскольку им не приходится беспокоиться о закупке специального оборудования для реализации продукции или о сроках ее реализации. По этим причинам многие крупные оптовые предприятия имеют практику закупки продукции в период низкого спроса и цен и последующей реализации ее в пик спроса и соответственно цен.
 
Некоторые компании, обладающие сетью розничных магазинов, приобрели консервные цеха или заводы и являются эксклюзивными дистрибьюторами продукции этих предприятий.
 
Инвестиции, пришедшие на предприятия вместе с новыми хозяевами после приватизации, позволили значительно обновить материальную базу и начать выпускать конкурентоспособную продукцию дешевле, чем западные аналоги. В то же время в Украине уже развивается сегмент элитной плодоовощной консервации, которая с успехом реализуется как на внутреннем, так и на внешнем рынках благодаря высокому качеству. Практически исчезла безликая консервная продукция, не имеющая своей торговой марки, а также продукция в неудобной для потребителя таре или низкого качества.
 
Отрасль успешно развивается, о чем свидетельствует рост производства и экспорта. Определенными ограничителями развития отрасли выступают традиционно большой объем производства домашней консервации в Украине и странах СНГ, четко выраженная сезонность реализации промышленной консервации, медленное развитие сырьевой базы. Однако рост платежеспособности населения в Украине и соседних странах СНГ, успешное развитие экспорта в страны дальнего зарубежья, характер данного класса продукции должен обеспечить успешное развитие плодоконсервной отрасли и в последующие годы.
Информация по другим странам  
Другие документы по этой стране  
Валюта ВЭД Географическое расположение Другие услуги Законодательство в сфере ВЭД Информационно-аналитические услуги Коньюктура рынков Макроэкономические показатели Население Национальная символика Нетарифное регулирование Связь Справочная информация

 


Украинские экспортеры
ДИСКАВЕРИ БУРОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (УКРАИНА), ООО
ул. Яворницкого, 41, г. Стрий, Львовская обл.
НЕПТУН, ООО
3-ий пер. Шевченка, 3, с. Б. Дальник, Беляевский район, Одесская область
КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ, ООО
ул. Сомовская, 12 Б, Харьков
КРИСТАЛЛ, ВИННИЦКИЙ ЗАВОД, ДП
ул. 600-летия, 21, г. Винница
Экспортоспособная продукция
KSG АGRO, ХОЛДИНГ
Туши и полутуши свиные

ТЕХНОТОН-ЛУГАНСК, ООО
Нить полипропиленовая мультифиламентная

КАЛИБР, ООО
Болты

Коммерческие предложения
ДРУЖКОВСКАЯ ПИЩЕВКУСОВАЯ ФАБРИКА, ООО
Фабрика заинтересована в сбыте фасонной и весовой халвы в Румынии

ТИГРЕС, ЧП
Мягкие игрушки, корпоративные грушки. Предлагаем Вам широкий ассортимент мягких игрушек, которые поднимут ...

МЕКУФА УКРАИНА,ООО
Изоляторы из эпоксидной смолы внутренней и внешней установки для напряжения от 10кВ-35кВ и более (стандартные ...