Министерство экономического развития и торговли Украины
Государственная поддержка
украинского экспорта
Укр | Eng | Рус
ОБ УКРАИНЕ
Общая информация

Географическое положение

Административное деление

Население

Национальные символы

Валюта

Телефонные коды

Экономический потенциал

Макроэкономические показатели

Внешнеторговый баланс

Основные отрасли экономики

Украинские экспортеры

База данных украинских экспортеров

Каталог экспортоспособной продукции

Совет экспортеров Украины

Поиск партнера

Коммерческие предложения из Украины

База данных инфраструктуры экспорта

Международные бизнес-события в Украине

Законодательство
Полезная информация

Правительственные учереждения Украины

Областные государственные администрации Украины

Региональные торгово-промышленные палаты

Украинский иациональный комитет Международной торговой палаты (ICC Ukraine)

Отраслевые союзы и ассоциации Украины

Сеть региональных центров инновационного развития


Украинские нефтепродукты
Автомобилестроение Украины (2007 г.)  
Параметри: Другое машиностроение

Автомобилестроение Украины (2007 г.)

Украинский рынок автомобилей, который еще несколько лет назад считался незначительным, благодаря стремительному росту на протяжении последних шести лет (с 2003 г.) превратился не только в один из наиболее перспективных рынков Восточной Европы, но и выходит на ведущие позиции по объему в Европе в целом.
 
Е 2007 г. рынок новых легковых автомобилей Украины поднялся еще на две позиции в европейском рейтинге и занимает 7-е место с результатом 542 тыс. машин. Еще в 2005 г. Украина была двенадцатой по объему рынка в Европе, в 2006 г. – уже девятой, а за 12 месяцев 2007 г. смогла потеснить Бельгию и Нидерланды, достигнув очередной рекордной позиции.
 
Причиной стремительного продвижения украинского рынка в европейском рейтинге остаются темпы роста, превышающие все возможные пределы: так, е 2007 г. рынок новых легковых автомобилей Украины вырос на 46,2%. Для сравнения, общеевропейский рынок (с учетом рынков Украины и России) вырос на 5,4%.
 
Общий объем рынка новых легковых автомобилей Украины составил в 2007 г. более 542 тыс. шт. (по итогам 2006 г. – около 371 тыс. шт.). При этом следует отметить, что украинский рынок переживает этап не только экстенсивного (количественного), но и качественного роста. За последние годы существенно изменилась структура рынка, при этом даже на протяжении одного года такие изменения можно назвать существенными, несмотря на устоявшиеся еще с 1990-х гг. стереотипы у потенциальных покупателей. Так, за 2007 г. традиционные лидеры украинского рынка – автомобили, произведенные в странах СНГ (в первую очередь, модели как минимум десятилетней давности, произведенные российским «АвтоВАЗом») впервые за все время независимости Украины потеряли лидирующие позиции. Если по итогам 2005 г. соотношение между автомобилями, произведенными в странах СНГ, и иномарками составляло приблизительно 50:50, то уже в 2007 г. на последний оплот легковых автомобилей производства стран СНГ – автомобили торговой марки ВАЗ приходится 20-22% рынка. В отдельные месяцы автомобили ВАЗ теряют лидерство по продажам: так, в декабре 2007 г. в Киеве на первое место по продажам вышли автомобили CHEVROLET, на второе поднялись MITSUBISHI, а ВАЗ лишь замыкает тройку лидеров. Отметим, что к иномаркам относятся не только автомобили, произведенные за пределами Украины (и стран СНГ), но и автомобили, собранные в Украине из импортируемых машинокомплектов.
 
Вместе с этим характерным для рынка Украины является постепенный переход от дешевых устаревших машин к более дорогой технике. До сих пор наиболее популярным у покупателей остается сегмент бюджетных автомобилей, однако за 2006-2007 гг. изменились рамки этого сегмента. Если раньше наиболее продаваемыми были автомобили ценой до 10 тыс. USD, то сейчас первенство постепенно перехватывают машины стоимостью 10-15 тыс. USD. Это объясняется качественным ростом украинского автомобильного рынка, переходом на более современную технику, который обеспечивается как ростом доходов населения, так и (в большей степени) доступностью автокредитования.
 
В таких условиях ведущие мировые производители начинают уделять больше внимания Украине, рассматривая ее как один из потенциальных рынков сбыта своих автомобилей. Действительно, в то время как рынки развитых стран демонстрируют вялую динамику, украинцы каждый год покупают на 40-45% новых легковых машин больше, чем в предыдущем году. При этом предел насыщения рынка еще очень далек (даже в России количество легковых автомобилей составляет около 180-190 машин на тысячу человек, в Украине этот показатель не превышает 150 ед.).
 
До обретения Украиной независимости:
  • легковые автомобили производил «Запорожский автомобильный завод» (ЗАЗ; Запорожье)
  • специализированные легковые автомобили (автомобили повышенной проходимости) производил «Луцкий автомобильный завод» (ЛуАЗ; Луцк)
  • автобусы – «Львовский автобусный завод» (ЛАЗ; Львов)
  • грузовики – «Кременчугский автомобильный завод» (КрАЗ; Кременчуг)
В 1990-х гг., после перехода на рыночные условия, выяснилось, что основные модели автомобильной техники, производимые в Украине, морально устарели, поэтому не соответствуют требованиям потенциальных покупателей. Модернизация предприятий, выпускающих автомобили, переориентация их на выпуск современных моделей автомобилей в 1990-х гг. оказались менее рентабельными и более затратными, чем сборка автомобилей из импортируемых комплектующих. Льготы для импортеров агрегатов и машинокомплектов еще более способствовали росту автосборочной промышленности.
 
Количество предприятий, которые приступили к активной сборке автомобилей из импортных агрегатов (на первом этапе превалировала крупноагрегатная сборка), исчислялось десятками: многие авторемонтные предприятия импортировали разобранные автомобили, в первую очередь российские, для дальнейшей их сборки.
 
Из года в год продолжается рост автомобилестроения в Украине, однако следует признать, что на данный момент основу отрасли составляют именно автосборочные предприятия. Производство автомобилей по полному циклу остается менее выгодным, чем сборка, в результате чего сокращается ассортимент выпускаемых по полному циклу автомобилей. За 2007 г. общий объем производства автомобильной техники в Украине составил около 403 тыс. ед., превысив на 38% результат предыдущего года. Для сравнения, в 2005-2006 гг. темпы прироста объема производства не превышали 30%, то есть темпы роста отрасли увеличиваются. Вместе с тем следует отметить, что продажи растут быстрее внутреннего производства, что позволяет говорить о существующем потенциале (с точки зрения спроса) для дальнейшего увеличения производства.
 
В структуре производства наблюдаются как позитивные, так и негативные тенденции: доля крупноузловой сборки постепенно снижается и уже в ближайшие 2-3 года может опуститься ниже уровня 50%, уступив лидерство CKD-сборке. В то же время постепенно снижается и доля производства по полному циклу, на которое уже приходится менее 15%. Показательным в свете таких тенденций является договоренность корпорации «Богдан» о наладке мелкоузловой сборки российских автомобилей на новых производственных площадях компании.
 
Крупнейшим производителем легковых автомобилей в Украине остается ЗАО «ЗАЗ», которое в 2007 г. практически свернуло производство собственных автомобилей и сосредоточило все внимание на сборке автомобилей из импортируемых машинокомплектов. По итогам 2007 г. ЗАЗ произвел более 282 тыс. автомобилей, за последние 5 лет (2003-2007) достигнут почти пятикратный рост производства (в 2003 г. завод произвел приблизительно 50 тыс. автомобилей).
 
При этом стоит отметить, что рост производства достигнут исключительно за счет сборки автомобилей из импортированных машинокомплектов. Производство машин отечественной разработки («Таврия» и «Славута») частично прекращено, частично сокращается: так, в 2007 г. из 282 тыс. автомобилей, произведенных АвтоЗАЗом, лишь 21 тыс. – автомобили «Славута». Таким образом, можно предположить, что в ближайшем будущем в Украине не будет производиться ни одного легкового автомобиля, созданного отечественными конструкторами.
 
Объем производства автомобилей Запорожским автомобильным заводом по итогам 2007 г., по маркам
 

 

Марка автомобиля
Объем производства, шт.
«Славута»
20 977
LANOS
120 011
SENS
21 801
OPEL
13 450
CHEVROLET
46 307
ВАЗ
34 466
Автомобили «Славута» производились в Запорожье из преимущественно украинских комплектующих. Остальные машины собираются из импортных агрегатов и узлов. Основным партнером ЗАО «ЗАЗ» является компания GENERAL MOTORS, в том числе ее структурное подразделение GM-DAT, заключившие с заводом соглашения на сборку машин, производящихся под торговыми марками OPEL, DAEWOO, CHEVROLET.
 
Следует отметить, что Запорожский завод успешно продает свою продукцию на рынках стран СНГ: так, по итогам 2007 г. объем экспорта автомобилей LANOS превысил 60 тыс. автомобилей. Преимущественным рынком сбыта остается Россия.
 
В 2007 г. бессменный лидер украинского рынка легковых автомобилей – торговая марка ВАЗ – предпринял серьезные попытки для удержания лидерства: расширил достаточно популярное семейство LADA 1118 (в России известно как LADA Kalina), вывел на рынок новое семейство LADA 2170. Однако все эти шаги позволили лишь сохранить шаткое лидерство: по итогам года на долю российской торговой марки на украинском рынке пришлось меньше 25%, в отдельных регионах ВАЗ уже утратил лидерство. Для марки, которой раньше принадлежало более 50% рынка, это означает необратимость последних рыночных тенденций. А для рынка в целом это переход к более качественным и дорогостоящим автомобилям.
 
Стоит отметить, что автомобили ВАЗ на украинском рынке представлены преимущественно автомобилями украинской сборки (из российских машинокомплектов). В современных условиях, после отмены льгот для отечественных сборочных предприятий и вступления в ВТО (что будет означать снижение импортных тарифов в будущем), украинские сборщики устаревших российских автомобилей проиграют конкурентную борьбу не только европейским и японским производителям, но и корейским, предлагающим более качественную и современную технику, а также китайским компаниям, готовым предложить максимум дополнительного оборудования за минимальную цену. Впрочем, большинство украинских предприятий уже переквалифицируются: популярной становится сборка корейских и китайских автомобилей.
 
Одним из крупнейших предприятий, все еще специализирующихся на сборке российских автомобилей, остается «Кременчугский автосборочный завод» (КрАСЗ) корпорации «АИС». Однако даже это предприятие в 2007 г. продолжило расширять ассортимент выпускаемых корейских и китайских автомобилей: к корейскому SSANGYONG добавились китайские GEELY и GREAT WALL, общий объем производства которых за 2007 г. составил около 7 000 автомобилей.
 
Мощности для роста выпуска у компании еще есть (производственные возможности предприятия оцениваются в 45 тыс. автомобилей в год), поэтому в будущем можно ожидать интенсификации сотрудничества с иностранными партнерами с целью увеличения объема сборки автомобилей. На данный момент появилась информация о возможном строительстве новых производственных мощностей для выпуска до 250 тыс. автомобилей в год.
 
Одним из крупнейших автопроизводителей Украины является корпорация «Богдан», созданная в 2005 г. с целью реализации масштабных инвестиционных проектов, направленных на создание в Украине мощностей по производству автотранспортных средств различных типов. На сегодня в состав корпорации входят 20 компаний, в числе которых «Автомобильный завод «Богдан» (бывший Луцкий автомобильный завод), «Хюндай Моторс Украина» и другие.
Сегодня корпорация «Богдан» – одна из наиболее динамичных компаний на автомобильном рынке Украины. Корпорация достигла своей цели – преобразоваться из продавца автомобилей в производителя. За два года существования компании началась реализация проектов строительства заводов по производству легковых автомобилей и переориентации площадки в Луцке с производства легковых машин на производство автобусов. Эти шаги позволят корпорации в среднесрочной перспективе значительно улучшить свое положение на рынке: планом стратегического развития корпорации «Богдан» до 2010 г. предусмотрено увеличение объемов производства в 6,9 раза по сравнению с 2005 г. до уровня 269 тыс. ед.
 
Сегодня на уже на этапе завершения находится инвестиционный проект строительства нового автомобильного завода в Черкассах проектной мощностью более 120 тыс. легковых автомобилей в год, который должен быть принят в эксплуатацию уже в 2008 г.
 
Строящийся в Черкассах завод корпорации «Богдан» будет специализироваться на выпуске новых моделей российских автомобилей: изначально – «Калина», в дальнейшем – перспективные модели «Приора» и «Проект С». Новое предприятие, не просто будет собирать ВАЗы из комплектов, но и получит возможность сварки кузовов. По данным завода, российский «АвтоВАЗ» впервые в своей истории заключил с иностранной компанией (в данном случае – с корпорацией «Богдан») соглашение, включающее не только сборку из машинокомплектов, но и сварку кузовов, которая является шагом на пути к полномасштабному производству.
 
Но потенциал марки ВАЗ на украинском рынке уже практически исчерпан, поэтому помимо российских ВАЗов, перспективным будет продолжение сотрудничества с корейскими компаниями, включающее выпуск автомобилей KIA и HYUNDAI. В планах компании на будущее расширение модельного ряда собираемых автомобилей данных марок, в том числе – включение в него автомобиля KIA C’EED, являющегося наиболее перспективным проектом по увеличению доли корейских компаний на европейском рынке, с реализацией которого компании связывают очень много надежд.
 
Отказавшись от многолетних планов возрождения отечественного внедорожника ЛУАЗ, корпорация «Богдан» решила сконцентрировать внимание на сборке автомобилей торговых марок ВАЗ, KIA, HYUNDAI.
 
Общее производство машин в 2007 г. составило 53 919 единиц, что на 33,6% больше, чем по итогам 2006 г.
 
Объем производства автомобилей Луцким автомобильным заводом по итогам 2007 г., по маркам
 

 

Марка автомобиля
Объем производства, шт.
ВАЗ
19 581
KIA
17 990
HYUNDAI
16 348
Основу сборочной программы предприятия на данный момент все еще составляют автомобили ВАЗ, однако перспективные проекты сборки автомобилей LADA 1118 и LADA 21170 не нашли отражения в статистике производства: за 12 месяцев 2007 г. объем выпуска автомобилей ВАЗ сократился на 36,3%. Выпуск корейских автомобилей многократно вырос: KIA – в 3,4 раза, HYUNDAI – в 3,7 раза.
 
Помимо активной работы Корпорации на отечественном рынке, будет проводиться работа и на экспортных рынках. Предусмотрен постоянный рост экспорта автобусов, в планах стратегического развития корпорации также экспорт грузовых и легковых автомобилей.
 
Развитие проектов строительства новых автозаводов и расширения существующих мощностей требует значительных инвестиций. Привлечение инвестиционных ресурсов для расширения и модернизации производственных мощностей, увеличения номенклатуры продукции, освоения новых рынков сбыта, создания эффективной торгово-сервисной сети – одно из приоритетных задач компании. Кроме внутреннего рынка, значительное внимание придается и внешним заимствованиям: так, в январе 2006 г. Луцкий автомобильный завод вышел на Франкфуртскую и Берлинскую биржи с продуктом Private Placement.
На сегодня на предприятиях корпорации «Богдан» занято 5400 сотрудников. Благодаря реализации инвестиционных проектов корпорацией, количество сотрудников на всех ее предприятиях увеличится на 8 тыс. – почти до 14 тыс. штатных работников.
 
Практически единственным крупным автосборочным предприятием в Украине, которое не занимается сборкой российских автомобилей, является компания «Еврокар» (Закарпатская обл.). «Еврокар» – украинское предприятие, обеспеченное со стороны концерна Volkswagen Group (Skoda AUTO a.s.) современным технологическим оборудованием, лицензионной документацией и жестким контролем качества. Реализация этого проекта подразумевала строительство нового автосборочного предприятия на территории свободной экономической зоны «Закарпатье» для крупноузловой сборки автомобилей марки SKODA, мощностью 15 тыс. автомобилей в год. В дальнейшем планировалось увеличение доли украинских компонентов в готовой продукции завода. В 2006 г. прошел первый этап увеличения мощностей предприятия, в дальнейшем планируется выйти на показатели 120 тыс. автомобилей в год.
 
В 2007 г., по экспертным оценкам, компания «Еврокар» произвела около 23 тыс. автомобилей SKODA, что на 21% превышает показатель 2006 г. С учетом производства автомобилей прочих торговых марок VOLKSWAGEN Group (VOLKSWAGEN и SEAT), общий объем производства е 2007 г. оценивается на уровне 30 тыс. автомобилей.
Производство грузовых автомобилей в Украине, так же, как и легковых, состоит из собственно производства и крупноузловой сборки. Производство представлено гигантом автомобильной промышленности СССР «Кременчугским автомобильным заводом» (сейчас – Холдинговая компания «АвтоКрАЗ»). Основная специализация предприятия – тяжелые грузовики, в том числе грузовики повышенной проходимости и всевозможная спецтехника на шасси автомобилей КРАЗ (автоцистерны, бетономешалки, буровые установки, краны и т.д.).
 
До недавнего времени именно ХК «АвтоКрАЗ» оставалась крупнейшим экспортером автомобилей в Украине, так как машины КрАЗ отлично зарекомендовали себя в сложнейших климатических условиях. В 2007 г. экспорт автомобилей КРАЗ превысил 2900 единиц, что на 45% больше результата 2006 г.. КрАЗ значительно увеличил поставки своей техники в страны СНГ (в 2007 2118 автомобилей отправились потребителям в Россию, 287 – Казахстан и 110 – Туркменистан). ХК «АвтоКрАЗ» укрепила позиции в Иране, Гане, Польше, Египте, Вьетнаме. КрАЗы вновь стали поставляться в Македонию, Афганистан, Экваториальную Гвинею, Нигерию, на Кубу и в другие страны.
 
Однако компания не хочет ограничиваться только экспортом и направляет свои усилия на внутренний рынок, разрабатывая новые модели в соответствии с требованиями основных украинских заказчиков: строительных и промышленных компаний. В 2007 г. ХК «АвтоКрАЗ» усилил свои позиции на внутреннем рынке, реализовав 1334 автомобилей, что на 17% больше, чем в 2006 г.
 
За 2007 г. с конвейера сошло 4206 автомобилей, в том числе 3255 ед. с двигателями, отвечающими требованиям Евро-2 (улучшение экологической безопасности автомобилей КРАЗ позволит преодолеть основное препятствие для выхода украинских грузовиков на рынки развитых стран мира. За 2007 г. рост производства автомобилей КрАЗ, соответствующих требованиям Евро-2, составил 2,3 раза).
 
Сборка грузовых автомобилей в Украине представлена как небольшими грузовиками (машинокомплекты поставляет Горьковский автомобильный завод), так и перспективным сотрудничеством по производству современных небольших грузовиков, в первую очередь, китайского производства.
 
Корпорация «УкрАВТО», которой принадлежит Запорожский автомобильный завод, на сборочных мощностях в Ильичевске начала крупноузловую сборку китайских грузовиков марки DONGFENG. Традиционные для китайской автомобильной техники низкие цены при относительно современных технологических решениях могут вывести эти грузовики в лидеры рынка (по имеющимся данным, более 20% украинского рынка новых коммерческих автомобилей и легких грузовиков уже принадлежит китайским торговым маркам).
 
Автобусы в Украине традиционно производятся на Львовском автобусном заводе, переименованном в 2006 г. в «Завод коммунальной техники», что должно ознаменовать расширение ассортимента выпускаемой продукции. Накопленный опыт производства автобусов, которые на международных выставках в 1960-х гг. были признаны одними из лучших в мире, а также технологии производства не смогли в 1990-х гг. обеспечить предприятию стабильный портфель заказов. Ограниченность спроса на большие городские автобусы поставили завод перед необходимостью существенно модернизировать производство.
 
Несмотря на выпуск пробной модели малого автобуса, завод сохранил направленность на выпуск больших городских и туристических автобусов. Этому способствовало получение заводом договоров на поставку автобусов для коммунальных автотранспортных предприятий, в том числе и Киева.
 
Рынок больших автобусов в Украине, непосредственно связанный с государственными и коммунальными заказами, оплачиваемыми бюджетами разных уровней, серьезно сократился в 1990-х гг. Одновременно с процессом прекращения покупки автобусов для коммунальных предприятий появились частные перевозчики, для которых основным средством производства стали микроавтобусы и малые автобусы. Именно с этим связан бум рынка малых автобусов, продолжавшийся до начала ХХІ века. В последние несколько лет стабилизация финансовой ситуации в стране привела к возвращению платежеспособного спроса на большие автобусы, особенно в столице и крупных городах.
 
Крупнейшим производителем автобусов в Украине является корпорация «БОГДАН», ежегодно подтверждающая свои лидерские позиции в отечественном автобусостроении. Наладив в на принадлежащих ей заводах в 1999 г. выпуск малых городских автобусов на базе двигателей и шасси производства японской компании ISUZU, сегодня корпорация производит автобусы всех классов: от особо малого, до сверхбольшого.
 
В 2007 г. корпорация «БОГДАН» добилась роста объема производства до 3251 автобусов, что на 21% больше, чем в 2006 г. Рост производства достигнут не только за счет внутренних продаж: за 2007 г. доля экспорта в общем объеме продаж составила почти 40%, или около 1300 ед. техники.
 
При этом особое внимание следует обратить на тот факт, что Корпорация «Богдан» совместно с компанией «УкрАвто», которой принадлежит «Запорожский автомобильный завод», в 2006 г. приступила к осуществлению инвестиционного проекта по строительству автосборочного завода в России. Завод ориентировочной стоимостью в 470 млн USD будет выпускать 25000 машин и автобусов в год (первая очередь завода), в дальнейшем планируется расширение до 160000 тыс. автомобилей.
 
Помимо корпорации «Богдан», сборкой малых автобусов в Украине занимаются также Бориспольский автозавод, Херсонский автосборочный завод «АНТО-РУС» и несколько предприятий, занимающихся переоборудованием российских микроавтобусов под нужды отечественных перевозчиков.
 
Общая динамика развития отрасли по итогам 2007 г. вызывает оптимистичные прогнозы. По мнению экспертов, в 2008 г. рост производства автомобилей в Украине продолжится, несмотря на то, что темпы роста могут несколько сократиться в связи с насыщением внутреннего рынка. О перспективе будущего роста свидетельствует и то, что импорт продукции автомобильной промышленности значительно превышает экспорт.
 
В 2007 г. экспорт товаров, произведенных отраслью, впервые в истории независимой Украины превысил, по экспертным оценкам, 1 млрд USD, в то время как импорт несколько сократил темпы прироста, однако тоже достиг очередной рекордной отметки – 7700 млн USD.
 
Темпы прироста экспорта превышают темпы прироста импорта, однако разрыв между импортом и экспортом не сокращается. Украинский рынок остается зависимым от импорта автомобилей.
 
Динамика украинского импорта и экспорта продукции автомобилестроительной отрасли в 2001-2007 гг. в стоимостной оценке, тыс. USD

Растущий разрыв между объемами импорта и экспорта является свидетельством того, что спрос на автомобили значительно превышает их предложение национальными производителями. Следовательно, перспективы роста производства автомобилей украинскими предприятиями ограничены не столько отсутствием емкого рынка, сколько отсутствием дополнительных ресурсов для инвестирования в увеличение мощностей.

В такой ситуации развитие автомобильной промышленности Украины напрямую зависит от прихода серьезных иностранных инвесторов, которые принесут в отрасль не только капитал в финансовой форме, но и новые технологии, так необходимые в производстве автомобилей.
Информация по другим странам  
Другие документы по этой стране  
Валюта ВЭД Географическое расположение Другие услуги Законодательство в сфере ВЭД Информационно-аналитические услуги Коньюктура рынков Макроэкономические показатели Население Национальная символика Нетарифное регулирование Связь Справочная информация

 


Украинские экспортеры
ДИСКАВЕРИ БУРОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (УКРАИНА), ООО
ул. Яворницкого, 41, г. Стрий, Львовская обл.
НЕПТУН, ООО
3-ий пер. Шевченка, 3, с. Б. Дальник, Беляевский район, Одесская область
КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ, ООО
ул. Сомовская, 12 Б, Харьков
КРИСТАЛЛ, ВИННИЦКИЙ ЗАВОД, ДП
ул. 600-летия, 21, г. Винница
Экспортоспособная продукция
KSG АGRO, ХОЛДИНГ
Туши и полутуши свиные

ТЕХНОТОН-ЛУГАНСК, ООО
Нить полипропиленовая мультифиламентная

КАЛИБР, ООО
Болты

Коммерческие предложения
ДРУЖКОВСКАЯ ПИЩЕВКУСОВАЯ ФАБРИКА, ООО
Фабрика заинтересована в сбыте фасонной и весовой халвы в Румынии

ТИГРЕС, ЧП
Мягкие игрушки, корпоративные грушки. Предлагаем Вам широкий ассортимент мягких игрушек, которые поднимут ...

МЕКУФА УКРАИНА,ООО
Изоляторы из эпоксидной смолы внутренней и внешней установки для напряжения от 10кВ-35кВ и более (стандартные ...