Министерство экономического развития и торговли Украины
Государственная поддержка
украинского экспорта
Укр | Eng | Рус
ОБ УКРАИНЕ
Общая информация

Географическое положение

Административное деление

Население

Национальные символы

Валюта

Телефонные коды

Экономический потенциал

Макроэкономические показатели

Внешнеторговый баланс

Основные отрасли экономики

Украинские экспортеры

База данных украинских экспортеров

Каталог экспортоспособной продукции

Совет экспортеров Украины

Поиск партнера

Коммерческие предложения из Украины

База данных инфраструктуры экспорта

Международные бизнес-события в Украине

Законодательство
Полезная информация

Правительственные учереждения Украины

Областные государственные администрации Украины

Региональные торгово-промышленные палаты

Украинский иациональный комитет Международной торговой палаты (ICC Ukraine)

Отраслевые союзы и ассоциации Украины

Сеть региональных центров инновационного развития


Украинские нефтепродукты
Судостроение Украины (2007 г.)  
Параметри: Другое машиностроение

Судостроение Украины (2007 г.)

До 1991 г. судостроение Советского Союза занимало одну из лидирующих позиций в мире. Оно обеспечивало треть мирового военного кораблестроения, а страна входила в десятку наиболее развитых государств по линии гражданского судостроения.
 
После распада СССР на территории Украины осталась мощная судостроительная база. Основная ее часть входила в структуру Министерства промышленной политики Украины – это 11 судостроительных заводов, дававших около 30% судостроительной продукции СССР, 7 предприятий судового машиностроения, 11 предприятий морского приборостроения, 27 отдельных научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Кроме того, Украина располагает рядом судостроительных и судоремонтных предприятий, подчиненных Министерству транспорта и связи, Комитету рыбного хозяйства и Министерству обороны.
 
Большинство предприятий и организаций отрасли входят в состав негосударственной Ассоциации Судостроителей Украины («Укрсудпром»), призванной представлять и защищать интересы ее членов в государственных и других структурах.
 
После распада СССР спад судостроения Украины продолжался до 1999 г. и в значительной степени был обусловлен сведением до минимума государственных заказов на судостроение. Всего с 1992 по 2003 гг. 11 верфей страны выпустили 237 плавательных единиц стоимостью 1,5 млрд USD. При этом отечественные заказы были минимальными – 30 единиц (75 млн USD).
 
Наращивание объемов судостроительного производства в последние семь лет связано уже с реструктуризацией предприятий, переориентацией их работы на экспорт, мерами государственной поддержки.
 
Традиционной для Украины экспортной продукцией являются танкеры дедвейтом до 100 тыс. т, балкеры, рефрижераторные и рыбопромысловые суда и хорошо освоенные в последнее время суда технического флота.
 
По данным Минпромполитики, за первые три квартала 2007 г. судостроительные заводы страны увеличили объем реализации продукции на 10%, по сравнению с аналогичным периодом 2006 г., – до 1,5 млрд грн. За три квартала отечественными заводами было построено и передано заказчикам 29 судов общей стоимостью 151,7 млн USD, что вдвое превышает результаты аналогичного периода 2006 г.
 
В 2000-2006 гг. на предприятиях судостроительной отрасли наблюдался рост объемов выпущенной продукции, темпы такого роста менялись из года в год, иногда достигая предельно высоких показателей (так, по итогам 2004 г., прирост производства составил 114%), иногда опускаясь до уровня тренда в 20-30%.
В 2003-2004 гг. судостроительными заводами построено и передано заказчикам 72 судна общей стоимостью 140,5 млн USD. Выполнены судоремонтные работы на общую сумму свыше 232 млн грн., на 1128 млн грн. поставлено газотурбинной техники.
 
Если 2004 г. был рекордным по росту производства, то в 2005 г. наблюдалось некоторое падение темпов роста, что не должно ввести в заблуждение: судостроительная отрасль Украины за все время независимости не достигала таких объемов производства.
 
Основу непостоянности динамики производства плавсредств в Украине составляет специфика данного вида продукции: время постройки одного судна может превышать (а в отдельных случаях, как, например, во времена тотальных неплатежей и нехватки средств, многократно превышать) один год. До настоящего момента загрузка мощностей в отрасли не превышает 50-60% (по оценкам Минпромполитики, на имеющихся производственных мощностях страны возможно ежегодно производить продукцию в объемах 400-450 млн USD), следовательно, основным показателем потенциала отрасли в краткосрочной перспективе могут служить объемы портфелей заказов.
 
Вместе с тем предприятия отрасли остро нуждаются в модернизации. Заводы ощущают нехватку собственных оборотных средств, сильна зависимость от заемного капитала, поэтому финансово-экономическое положение отрасли остается нестабильным. Недостаточно загружены производственные мощности, заказчики не всегда вовремя оплачивают выполненные работы, отсюда и появляется убыточность.
 
Привлечь инвестиции для модернизации производства в государственные предприятия практически невозможно. Поэтому правительством Украины было принято стратегическое решение пойти по пути приватизации, начать поиск инвесторов, владельцев, которые смогут эффективно управлять производством. Под этим подразумевается, прежде всего, полная загрузка мощностей, техническое перевооружение.
 
Были приватизированы николаевский завод «Океан», керченский «Залив», севастопольский «Севморзавод», мариупольский «Азовский судоремонтный завод». В 2003 г. проведена корпоратизация Херсонского судостроительного завода, осуществляется приватизация Черноморского судостроительного завода в Николаеве; в 2004 г. проведена корпоратизация Измаильского судоремонтного завода и т.д. Не все эти шаги можно назвать удачными, тем не менее процесс начался.
 
Наиболее удачным была приватизация несколько лет тому назад николаевского судостроительного завода «Океан» голландской группой компаний «Дамен». В итоге простаивавший около пяти лет завод не только заработал вновь, но и стал лидером судостроительной отрасли страны.
 
Именно на этом заводе впервые в Украине реализуются контракты на строительство серии судов по заказу отечественной судоходной компании. В сентябре 2005 г. на ОАО «Дамен Шипьярдс Океан» спущено на воду второе универсальное грузовое судно из серии судов, которые строятся по заказу АСК «Укрречфлот». В 2005 г. заключен новый контракт, согласно которому серия судов увеличена на пять единиц.
 
В I квартале 2008 г. должны быть приватизированы два объекта судостроительной отрасли: ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море» и ГП «Измаильский судоремонтный завод». Эксперты полагают, что интерес к этим активам проявят бизнесмены, уже владеющие судостроительными предприятиями или судоходными компаниями.
 
Кредиторская задолженность ФСК «Море» составляет около 100 млн грн. Это предприятие специализируется на производстве судов и кораблей из легких сплавов. Это очень высокотехнологичная, но и дорогая продукция, поэтому спрос на нее в последнее время падает. «Море», по словам его руководства, готовится к перепрофилированию своих мощностей для постройки судов из черных металлов, цена которых существенно ниже, а спрос на них больше.
В Ассоциации Судостроителей Украины к приватизации заводов относятся оптимистически и считают, что в скором времени фактически каждая ФПГ захочет строить суда и обзаводиться собственным флотом. Если в случае продажи продукции судостроения рентабельность составляет 1-1,5%, то в условиях интегрированного производства размер чистой выручки может в 2-2,5 раза превысить себестоимость. За 20 лет эксплуатации танкера или сухогруза собственного производства ФПГ может получать более 100 млн чистого дохода.
 
Перспективная Государственная программа развития морского и речного транспорта Украины до 2010 г. предусматривает, что для работы на внутренний рынок должны быть задействованы 35-40% мощностей отрасли. Остальную часть следует сориентировать на внешний рынок. Вместе с этим, как показывает практика, на данный момент заказы для внутреннего рынка остаются единичными.
 
Решающее значение для развития украинского судостроения в последнее время имела государственная поддержка, создание свободных экономических зон, в первую очередь, на предприятиях Николаева.
 
46 ведущих предприятий отрасли законодательно получили льготы. Судостроительная отрасль работает в условиях действия Закона Украины «О мероприятиях по государственной поддержке судостроительной промышленности в Украине». За счет реализации положений закона сумма оборотных средств, оставленная в распоряжении предприятий за период действия закона (2000-2004 гг.), составила около 270 млн грн. Это положительно влияет на рост объемов производства и развитие предприятий судостроительной промышленности, повышение эффективности работы и конкурентоспособность продукции.
 
Несмотря на столь позитивные результаты, в начале 2005 г. были приняты законодательные акты, существенно ограничившие льготы для свободных экономических зон. Неожиданно серьезной проблемой для отрасли стали последствия принятия закона Украины о бюджете, которые привели к ликвидации тех преференций, которые имела отрасль. Началась упорная борьба за возврат этих преференций: некоторые удалось вернуть благодаря принятию Постановления Кабинета министров Украины от 12 июля 2005 г. №555 «Об утверждении порядка включения судостроительных предприятий в перечень предприятий, для которых вводятся меры государственной поддержки судостроительной промышленности Украины»; распоряжения Кабинета министров Украины от 20 апреля 2005 г. №111-р «Об установлении срока переработки товаров на таможенной территории Украины, необходимых для выполнения работ по ремонту и восстановлению газотурбинных агрегатов и их составных частей».
 
В рамках специальной экономической зоны «Николаев» предприятия «Дамен Шипьярдс Океан», «Черноморский судостроительный завод», ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара», малярно-изоляционное предприятие «Радуга» реализуют инвестиционные проекты повышения эффективности и качества строительства судов на экспорт путем модернизации производства. Общий объем инвестиций по проектам составляет 15 млн USD. Реализация проектов обеспечит повышение конкурентоспособности продукции, освоение строительства конкурентоспособных судов, увеличение и усовершенствование производственного потенциала.
 
Заводы отрасли осваивают строительство судов новых типов. На Черноморском судостроительном заводе построено пять буксиров; на Севастопольском морском заводе по проекту ЦКБ «Черноморец» построено пожарное судно для предприятия «Магистральные нефтепроводы «Дружба»; на заводе «Дамен Шипьярдс Океан» ведется строительство полнокомплектных комбифрейтеров, океанских буксиров для зарубежных заказчиков и начато строительство судов типа «река-море» для АСК «Укрречфлот».
 
На судостроительном заводе им. 61 коммунара в стадии завершения строительство буксиров для ГП «Дельта-лоцман», ОАО «ФСК «Море» освоило строительство скоростных катеров типа «Кафа», построен модернизированный катер типа «Гриф-Т» для Туркменистана. По проекту НПЦ кораблестроения завода «Ленинская кузница» освоено строительство бронекатеров типа «Гюрза» для Узбекистана; на Киевском судостроительно-судоремонтном заводе построено три автомобильных парома для Республики Гамбия.
 
В последние годы на верфях мира наблюдается настоящий бум в судостроении. Чтобы заказать сегодня судно там, где строится подавляющее большинство всех судов мира – на верфях Южной Кореи, Китая или Японии, то начала строительства пришлось бы ждать не менее трех лет, потому что эти верфи забиты заказами на несколько лет вперед.
 
Нынешний судостроительный бум дает возможность поправить дела корабелам Европы, страдавшим долгое время и страдающим от жесткой конкуренции со стороны азиатских коллег. Он дает шанс значительно улучшить ситуацию и в украинском судостроении. Однако основной проблемой, с которой сталкиваются судостроительные предприятия, является отсутствие кадров, так как в период кризиса экономики прервался цикл воспроизводства квалифицированных кадров. Таким образом, даже если будет отменено постановление об отмене льгот для свободных экономических зон, вопрос восстановления судостроительной отрасли не будет решен, потому что это не возобновит цикл восстановления трудового потенциала.
 
В общем, даже при активной государственной поддержке, судостроительная отрасль Украины сможет стать заметным игроком на мировом рынке лет через 10.
Информация по другим странам  
Другие документы по этой стране  
Валюта ВЭД Географическое расположение Другие услуги Законодательство в сфере ВЭД Информационно-аналитические услуги Коньюктура рынков Макроэкономические показатели Население Национальная символика Нетарифное регулирование Связь Справочная информация

 


Украинские экспортеры
ДИСКАВЕРИ БУРОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (УКРАИНА), ООО
ул. Яворницкого, 41, г. Стрий, Львовская обл.
НЕПТУН, ООО
3-ий пер. Шевченка, 3, с. Б. Дальник, Беляевский район, Одесская область
КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ, ООО
ул. Сомовская, 12 Б, Харьков
КРИСТАЛЛ, ВИННИЦКИЙ ЗАВОД, ДП
ул. 600-летия, 21, г. Винница
Экспортоспособная продукция
KSG АGRO, ХОЛДИНГ
Туши и полутуши свиные

ТЕХНОТОН-ЛУГАНСК, ООО
Нить полипропиленовая мультифиламентная

КАЛИБР, ООО
Болты

Коммерческие предложения
ДРУЖКОВСКАЯ ПИЩЕВКУСОВАЯ ФАБРИКА, ООО
Фабрика заинтересована в сбыте фасонной и весовой халвы в Румынии

ТИГРЕС, ЧП
Мягкие игрушки, корпоративные грушки. Предлагаем Вам широкий ассортимент мягких игрушек, которые поднимут ...

МЕКУФА УКРАИНА,ООО
Изоляторы из эпоксидной смолы внутренней и внешней установки для напряжения от 10кВ-35кВ и более (стандартные ...